Сентябрь пора знаний и поэтому в собеседники выбран директор
школы №3 Михаил Григорьевич Барбаш. Выбор собеседника не случаен.
Михаил Барбаш уже 33 года работает в сфере образования, из них 29 лет
директором школы, последние 11 — в школе №3. Так что все изменения и
развития системы образования (как он сам уточняет, по крайней мере, в
родной школе), Михаилу Григорьевичу знакомы не понаслышке. - О чем же думает директор школы, вступая в очередной учебный год? И каково это вообще — быть директором?
— Каждый сентябрь по-своему отличается от предыдущих. В этом году за
парты сядут 1550 учащихся, с ними будут работать 114 учителей. Цифры
сами по себе сухи, но за каждой стоят новые судьбы, новые личности.
Сравнивать сегодняшний образовательный процесс с тем, что было,
допустим, 20 лет назад, трудно и не всегда корректно. Когда я начинал
работать директором школы в Черниговском районе, то по-доброму
завидовал тем, кто руководил большими школами. У меня тогда в школе
было столько учеников, сколько — учителей…
Конечно, с таким большим коллективом работа стала более ответственной и
интересной. Изменился и подход к работе. Воспитать личность может
только личность. Талант ребенка может раскрыть только талантливый
учитель. И задача директора, по моему мнению, и заключается в поддержке
талантливых педагогов, которые в свою очередь развивают талант и
создают личности из своих воспитанников. Я не стремлюсь все курировать
сам: доверяю своим заместителям. Сегодня у нас сложился крепкий,
достойный коллектив.…Воспитательный процесс многогранен. Нужно и воспитать любовь к
родному краю, и научить сохранять его экологию, помнить историю и
гордиться победами и достижениями своего народа. Всем этим мы стараемся
заниматься.
— Сегодня много говорят о независимом оценивании знаний выпускников. Что вы думаете по этому поводу?
— Есть здесь свои плюсы и минусы: не совсем отработана система
проведения, не во все вузы принимают по тем предметам, которые стоят в
тестировании. Несогласованность в этом вопросе бьет и по выпускникам, и
по вузам.
Наша школа в 2007/08 учебном году в рейтинге городских школ заняла
второе место. По независимому оцениванию выпускников мы на третьем
месте по украинскому языку и на втором месте (после12-ой школы) по
математике. Однако от предложения стать специализированной школой с
углубленной программой по математике мы отказались — так как я считаю,
что нет у нас условий для размещения отдельных специализированных
классов. — Школа, похоже, переполнена? Я слышал, что уже третьи классы будут заниматься во вторую смену.
— Действительно, часть начальных классов будет заниматься во вторую
смену: у нас 9 кабинетов для 1 — 4 классов, а их в школе 16. Школа
популярна: сегодня у нас четыре первых класса, по 30 учеников каждом, —
а где-то не набрали и одного класса… Родители ведут к нам детей и мы
стараемся оправдать их доверие. А набор проводим согласно положению о
наполняемости классов в средней школе. Не принимать детей в школу, если
есть места, мы права не имеем. А согласно законодательству, любые
родители могут привести своего ребенка, к нам учиться. — Что изменилось в техническом оснащении школы?
— Это легко объяснить на примерах. Значительно расширилась
информационная возможность учащихся и педагогов, они получают
информацию не только из ближнего окружения, но и с помощью Интернета
— из любого уголка планеты. Развиваются наглядные средства обучения.
Развитие различных аналитических программ позволило учащимся поднимать
интересующие их вопросы и на равных обсуждать их с педагогами.
Компьютер сегодня появляется и на кафедре трудового обучения,
физической культуры. Я специально не называю кафедры физики, химии,
здесь он прижился уже давно. А вот на уроках трудового обучения
появление компьютера дало возможность улучшить качество учебного
процесса и больше заинтересовать детей этим предметом. Мы сегодня имеем
компьютер и домашний видеозал в библиотеке, что помогает и учащимся, и
педагогам. — Что вам не нравится в нынешних школьниках? Что тревожит?
— Волнует — здоровье и физическое развитие молодежи. Молодые люди, если
не сказать дети, употребляют пиво, у каждого третьего подростка в руках
сигарета... Здоровье нации — это не пустые слова, а физическое
состояние нашего подрастающего поколения — наше будущее. И совместно с
родителями, органами самоуправления, педагогическими коллективами на
реальных примерах и жизненных ситуациях мы должны воспитывать
внутреннее самосознание каждого школьника — помочь понять, что вопрос
здорового образа жизни — это, в общем, вопрос самосохранения. Увы,
последнее особенно трудно укладывается в нашем сознании… — Михаил Григорьевич, какие чувства вы испытываете накануне первого сентября? — задаю я последний вопрос.
— Ох, каждое первое сентября — как первый раз в первый класс, — отвечает директор улыбаясь.
|